Программа воспитания

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование программы:

Целевая программа воспитательной деятельности «Вектор успеха»

Правовое основание для разработки программы:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон «Об образовании».
  3. Национальная доктрина образования на период до 2025 года (от 14 января 2000 года).
  4. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года
  5. ФГОС по профессии
  6. ФГОС среднего (полного) общего образования

Заказчик программы:

Администрация ЗПТ

Разработчик программы:

Заместитель директора по УВР

Исполнители программы:

Педагогический и ученический коллектив техникума

Координатор реализации программы:

Зам. директора по УВР

Цель программы:

1. Создание условий для формирования профессиональных и личностных  качеств будущего рабочего, способного к успешной адаптации в современных условиях.

2. Привитие у обучающихся интереса к своей профессии, и приучение их к постоянной работе над повышением своей квалификации.

 

Задачи программы:

1. Подготовить рабочих, имеющих знания, умения и навыки, для успешной адаптации на рынке труда.2.  Показать  обучающимся почему необходимо получать непрерывное образование — продолжать обучение и переобучение, позволяющие быстро реагировать на динамично развивающуюся экономику и изменения конъюнктуры рынка труда.

3. Сформировать профессиональную направленность у обучающихся.

4.  Обучить  навыкам планирования профессиональной карьеры.

 

Сроки реализации 5 лет
Управление и контроль реализации программы: Администрация ЗПТ
Объемы и источники финансирования программы: Бюджет техникума в пределах сметы
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: Подготовка выпускников – специалистов с осознанным выбором профессии, любовью к выбранной профессии и уважением к людям труда.
Критерии и показатели эффективности реализации программы: —                   сформированность у студентов гражданской позиции, трудолюбия, ответственности, самостоятельности и творческой активности в полученной  профессии;-                   привитие любви и интереса к выбранной профессии;

—                   сформированность у выпускников профессиональной направленности;

 

 


 

Пояснительная записка

  1. 1.      Характеристика проблемы

Цель профессионального образования – научить человека профессии. Профессия это не только возможность занятости, но и творческая, всесторонняя реализация личности. Отсюда вытекает, что цель профессионального образования – помочь человеку осознать правильность выбранной профессии в соответствие с его склонностями и возможностями, воспитать профессионала, способного приносить пользу обществу.

Постоянно отмечается растущая потребность общества в эффективно работающем  рабочем специалисте, который творчески реализует свой профессиональный и личностный потенциал. Для выпуска компетентных рабочих специалистов преподаватели  должны обращать внимание не только на получение знаний, умений и навыков по специальности, но и на развитие профессиональных и личностных качеств будущего рабочего. Изменения в характере и целях обучения, происходящие в последнее время, смена принципов образования определяют необходимость создания определенных условий для развития инициативности, самостоятельности и, самое главное, интереса к профессии.

В последнее время большинство обучающихся, поступив в училище, еще не определились окончательно с выбором будущей профессии. У многих недостаточно развит интерес к профессии, что снижает качество получаемого образования. А в результате выпускниками становятся не вполне компетентные специалисты, будущие повара, кондитеры, сварщики, портные.

Развитие у обучающихся интереса к будущей профессиональной деятельности, по нашему мнению, обеспечивает формирование необходимых профессиональных ка­честв, поскольку интерес к профессиональной деятельности является феноменом, теснейшим образом связанным со всеми компонентами структуры личности – потребностями, мотивами, установками, ценностными ориентациями.

Под интересом к профессии понимают эмоционально выраженную познавательную направленность личности на овладение профессиональной деятельностью, реализацию своих склонностей, способностей, профессиональных убеждений.

Сформированность профессионального интереса способствует положительному отношению обучающихся к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность. Заинтересованность в своем труде это важное условие для развития профессиональных способностей. Если обучающийся  выбрал профессию, полюбил ее, то, безусловно, будет стремиться приобретать и развивать свои знания, совершенствовать умения и навыки в этой области, а в дальнейшем попытается реализовать их в своей работе. Выпускник , пришедший на работу  без любви к своей профессии, превращается в посредственного работника. Единственная цель его деятельности – отработать норму времени и получить продукцию.  Поэтому профессиональный интерес можно рассматривать как нравственное свойство личности обучающегося, наличие которого способствует формированию и развитию профессионально-ценностных ориентаций.

Основной путь формирования профессионального интереса у обучающихся , разви­тия потребностей в приобретении знаний, выработки умений и навыков – максимальное приближение учебного процесса к практике.

Исходный уровень интереса к выбранной профессии определяется на I курсе. На этом этапе важно вызвать и закрепить положительное эмоциональное отношение к выбранной профессии, пробудить непроизвольное внимание к ней, сформировать в мотивационной сфере профессионально значимые мотивы. Для этого педагогу необходимо провести комплекс исследовательской работы и постановки целей и задач управленческой деятельности.

Формирование профессионального интереса осуществляется поэтапно, усложняясь от курса к курсу, от простого любопытства к осознанию социальной значимости выбранной профессии.

Формировать профессиональную направленность у обучающихся — это значит укреплять у них положительное отношение к будущей профессии, интерес, склонности и способности к ней, стремление совершенствовать свою квалификацию после окончания училища, удовлетворять свои основные материальные и духовные потребности, постоянно занимаясь избранным видом профессионального труда, развивать идеалы, взгляды, убеждения, престиж профессии в собственных глазах будущего специалиста.


 

 

2.Цель и задачи программы.

Цель: создание условий для формирования профессиональной компетентности будущего рабочего

Задачи:

  • формирование профессиональных знаний, умений и навыков становления рабочего;
  • формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях рыночной экономики;
  • развитие интереса к профессии, любви к избранной профессии;
  • углубление и расширение знаний обучающихся об особенностях, тонкостях профессии;
    • воспитание чувство моральной ответственности за результаты будущей профессиональной деятельности;
    • обучение навыкам планирования профессиональной карьеры

3.Содержание программы.

 

  1. 1.     Организация образовательного процесса

 

Направления работы:

  1. Создание условий для профессионального становления обучающихся.
  2. Учет индивидуальных особенностей обучающихся.
  3. Включение в учебный план  факультативов «Профессиональное самоопределение», «Школа личностного роста».
  4. Проведение кружков профессиональной направленности.

 

2. Организация воспитательной работы, направленной на формирование профессионала

Направления работы:

  1. Создание условий для формирования инициативности, самостоятельности, толерантности.
  2. Проведение конкурсов, мероприятий профессиональной направленности.
  3. Реализация социально-значимых проектов.

3. Организация методической работы, направленной на формирование профессионала

   Направления работы:

  1. Повышение квалификации преподавателей, через участия в конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации.
  2. Организация исследовательской работы обучающихся и преподавателей по заявленной проблеме.
  3. Организация участия преподавателей и обучающихся в научно-практических конференциях различного уровня.

4.Формы организации воспитательного процесса направленные на развитие общих компетенций.

1. Воспитательные комплексы — ключевые дела, лагерные сборы.

2. Воспитательные центры — клубы, юношеские общественные объединения:

Гражданско-патриотическое воспитание, профессиональное воспитание:ученическая профсоюзная организация ПУ-41,клуб «Содружество», «Школа лидера», «Театр моды», «Карвинг»

Художественно-этетическое, духовно-нравственное воспитание: клуб «Палитра», «Литературная гостиная»,танцевальная студия «Микс»,вокальная студия «Ветер перемен»

3. Социально-педагогические проекты — участие в общегородских и краевых мероприятиях мероприятиях.

4. Тематические программы.

Способы формирования  общих коетенций:

№ п/п Название компетенции, содержание компетенции Примерная тематика мероприятий для классных руководителей и мастеров производственного обучения
1. КОМПЕТЕНЦИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИвоспитание патриотизма, любви к родному краю, ответственности за его судьбу;

— формирование гражданской позиции;

— знание мировой, отечественной, национальной истории, культуры и искусства;

— знание традиций, обычаев родного народа и народов, населяющих республику;

— формирование уважения к законам и символам государств, Флагу, Гербу, Гимну;

— наличие четких представлений о структурах и функциях социальных институтов общества;

— уважение к правам и основным свободам человека;

— усвоение правовых норм, регламентирующих профессиональную деятельность.

 

 

1 курс 2 курс 3 курс
Государственные символы (Флаг, Гимн, Герб).2. «Я гражданин своего Отечества».

3. Особенности судопроизводства по делам несовершеннолетних.

4. «Каждый ли юноша должен служить в армии?».

5. «Никто не забыт и ничто не забыто».

6.Памятники народной славы.

7. «Памяти героев будьте достойны».

8. Организация встреч с представителями правоохранительных органов.

 

1. «Какая политика нужна молодежи?» (Круглый стол).2. Как вести себя в милиции при задержании?

3. Права несовершеннолетних в ходе следствия и в суде.

4. Что важнее – быть или каким быть?

5. Уроки мужества «Эшелон памяти».

6. Конкурс «Цвети родная столица».

7. Люби свой город (о г.Заринске, его истории).

8. «Солдаты славы не искали».

 

1. Встречи с ветеранами войны и труда.2. Избирательное право в России, права и обязанности избирателя.

4. Преступления в области компьютерной информации.

5. Экологические преступления.

6. «День прав человека».

7. «Рассказывайте правду о войне» (читательская конференция).

8. Памятники народной славы.

9. Защита Отечества — почетный долг гражданина.

10. Что, значит, быть настоящим патриотом и интернационалистом? (диспут)

2. Компетенция ценностно-смысловой ориентации в миреформирование системы ценностных ориентаций;

-формирование чувства значимых культурно-исторических ценностей национальной и общечеловеческой культуры;

-формирование нормативных ценностей российского менталитета;

-формирование желания осознать смысл собственной жизнедеятельности

 

1. Эстетика бытия.2. Этика и люди. Культура одежды и внешнего облика.

3. Молодежная мода.

4. В чем красота человека? (диспут).

5. В чем счастье человека? (диспут).

 

1. Эстетика и мода.2. Культура внешнего мира и внутреннего мира человека .

3. Друг спорит, а недруг вторит.

4. Что общего между безответственностью и преступлением (диспут).

5. Красивая жизнь. Что это такое? (диспут).

 

1. Портрет твоего поколения.2. Внешний облик делового человека .

3. Ответственность за поведением и поступками. В чем выражается и как их воспитывать у себя .

4. «От любви до ненависти – один шаг, как и от ненависти до любви».

5. Девичья честь и мужское достоинство – актуально ли это? (диспут).

6. Нравственный стержень человека — в чем он? (диспут).

7. Уважение к людям — в чем это выражается? (диспут).

 

3 Компетенция самосовершенствования-воспитание профессионала, высококвалифицированного рабочего;

— воспитание творческой индивидуальности обучающегося, знакомого с историей училища, развивающего его традиции, активно участвующего в стратегическом планировании развития училища, владеющего культурой умственного труда.

 

 

1.Профессии наших родителей.2. Резервы нашего времени.

3. Поговорим о будущей профессии.

4. Условия разумного труда и отдыха.

5. Уроки творчества.

 

1. Славлю свою профессию.2. Поговорим о будущей профессии.

3. Самое непостижимое в мире – это то, что мир непостижим.

4. Конкурс «Лучший по профессии».

5. Участие в декадах предметно-цикловых комиссий.

6. Конкурс стенгазет посвященных профессиям.

 

1. Научно-технический прогресс и требования к современному рабочему2. Посвящение в профессию.

3. Каков он современный руководитель сегодня?

4. Твое место в жизни.

5. Выпускник: Сегодня здесь, а завтра?.. (как подготовиться к собеседованию с работодателем).

 

4 Компетенция здоровьесбережения-формирование здорового образа жизни ;

— формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности, стремления к физическому самосовершенствованию;

— вовлечение молодежи к активному занятию спортом;

— формирование ценностного отношения к собственному здоровью;

— пропаганда знаний о проблемах наркомании, курения, алкоголизма и т.д.

— формирование нравственно-ценностного отношения к природе и людям;

— воспитание чувства личной ответственности за состояние окружающей среды;

— воспитание готовности принять практическое участие в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой;

— формирование экологической культуры.

 

Привлечение обучающихсяк занятиям в спортивных секциях

Участие в спортивных соревнованиях и праздниках

Проведение дней здоровья.

Проведение лекций:

· Здоровый образ жизни – залог отличной учебы.

· Как восстановить силы после умственной или физической работы?

· Вредные привычки и наше здоровье.

Привлечение обучающихсяк занятиям в спортивных секциях

Участие в спортивных соревнованиях и праздниках

Проведение дней здоровья.

Проведение лекций

. Здоровье нации: «Кто виноват, и что делать?».

Климат и здоровье человека.

Научно-технический прогресс техногенно — природные опасности.

Что век грядущий нам готовит? (о здоровье подрастающего поколения

 

Привлечение обучающихсяк занятиям в спортивных секциях

Участие в спортивных соревнованиях и праздниках

Проведение дней здоровья.

Проведение лекций

Климат и работоспособность человека.

«Вода, которую мы пьем».

«Курить – здоровью вредить».

«Здоровье матери-залог здоровья ребенка»

5 Компетенция социального взаимодействияформирование культуры межличностных отношений (в коллективе, семье, между друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество);

-формирование знаний современного этикета — международного, делового, профессионального;

-формирование умений осуществлять социально-нормативное взаимодействие, сотрудничество в социально-профессиональной деятельности:

· Соблюдать статусно-позиционные, ролевые отношения в сотрудничестве.

· Организовывать групповое межличностное взаимодействие.

· Уметь выполнять ролевые функции лидера (организатора, руководителя, подчиненного).

-формирование способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми:

· Умение работать в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

· Представить себя, написать анкету, письмо, заявление

· Задать вопрос, вести дискуссию и др.

 

 

1.Что значит быть организованным?2. О вежливости и такте.

3. Как управлять собой.

4. Речевой этикет. Ненормативная лексика, причины ее появления и распространения.

5. Самый необходимый человек.

6. Берегите своих матерей.

7. Мой дочерний (сыновний) долг.

8. Причины семейных конфликтов. Правила бесконфликтного поведения в семье.

9. Формирование взаимоотношений между юношей и девушкой.

10. Особенности взросления.

 

1. Речевая культура делового разговора .2. Невербальные средства в деловой этике .

3. Умей владеть собой.

4. Этикетные нормы во взаимоотношениях юноши и девушки.

5. Д.Карнеги о приемах общения в деловом общении.

6. Что такое любовь? (диспут).

7. У тебя нет друзей? Измени себя.

8. Слагаемые любви и семейного счастья.

9. Традиции семейного воспитания.

10. Отцы и дети.

 

1. Портрет твоего поколения.2. Ответственность за поведением и поступками – в чем выражается и как их воспитывать у себя .

3. Конфликты в коллективе и пути их разрешения.

4. О деловых качествах и особенностях характера мужчины и женщины.

5. Тайная мудрость человеческого общения.

6. Как воспитать в себе качество хорошего руководителя.

7. Мотивы создания семьи.

8. Физиологические и психологические закономерности полового поведения.

9. Влюбленность. Любовь. Семья.

10. Взаимодействие в семье. Проявление в любви, способы общения и разрешения конфликтов.

 

3. Предполагаемый результат.

 

В результате реализации программы ожидается

—                   сформированность у обучающихся гражданской позиции, трудолюбия, ответственности, самостоятельности и творческой активности в полученной  профессии;

—                   привитие любви и интереса к выбранной профессии;

—                   сформированность у выпускников общих компетенций;

Критерии эффективности Показатели Методики изучения
Сформированность познавательных и профессиональных компетенций личности. 1.Потребность и способность к самообразованию

2. Познавательная активность обучающихся.

-% участия в краевых конкурсах профмастерства;

-% трудоустройства выпускников;

-% призовых мест, результативность участия в интеллектуальных и творческих конкурсах и соревнованиях профессиональной направленностиСтатистический анализ текущей и итоговой аттестации

Методики изучения познавательных процессов личности обучающегося

Педагогическое наблюдение

Анализ работы факультативов

Самооценка

Социометрия

 Сформированность нравственного потенциала личности студентов

1.Нравственная направленность личности:

-повышение уровня воспитанности.

2. Сформированность отношений обучающихся к самому себе, профессии.

Осознанное отношение к выбору профессии;

 Личная профессиональная перспектива

Метод педагогического наблюдения Сформированность профессиональной компетентности и коммуникативного потенциала личности обучающегося, его конкурентно способности и мобильности.Коммуникабельность:

— повышение уровня развития коммуникативных навыков,

— отсутствие конфликтных ситуаций,

— сформированность коммуникативной культуры

 Методика выявления коммуникативных навыков обучающихся.

Педагогическое наблюдение

 1. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧИЛИЩА

 

Критерии

 

Показатели

 

Методики изучения

 

Гармоническое развитие личности.

 

Любознательность. Трудолюбие.

Бережное отношение к природе.

Я и училище. Прекрасное в  жизни.

Отношение к себе, к здоровью.

Методика определения уровня воспитанности Н.П.Капустина.

 

Социальная ответственность нравственность и патриотизм.

1. Направленность личности.

2.Отношение подростка к семье, отечеству, Земле, миру, труду, культуре, знаниям, человеку, своему внутр. миру, своему «Я».

1. Методика «Цветик семицветик» И.М. Витковской.

2. Методика Д.В.Григорьева, И.В.Кулешовой, П.В.Степанова «Личностный рост».

 

Умение адаптироваться в современном мире.

Свобода личности.

Гуманность. Духовность.

Толерантность

Творчество личности.  Практичность личности.

1.Методика изучения социализированности  личности

(профессор М.И. Рожков)

Сформированность индивидуальности  личности.

Нравственная воспитанность.

1. Методика Н.Е. Щурковой  «Размышляем о жизненном опыте».

 

Гуманистическая ориентация личности.

1. Готовность к активному взаимодействию в многонациональной среде.       Толерантность.

2. Этнокультурные установки подростков.

1.Методика Т.А. Криворотовой «Уровень восприятия многонациональной среды».

2. Н.Д. Эристави «Диагностика этнокультурных установок»,

Развитие ученического самоуправления.

Социальная активность, лидерские качества.

Анкетирование

(Методика М.И.Рожкова)

 

Удовлетворённость жизнедеятельностью училища участников образовательного процесса

Комфортность, защищённость личности обучающегося.

Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания.

1. Анкетирование.

2. Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворённости жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

 

Коллектив педагогов-

 

Стиль общения педагогов и обучающихся.

Уровень профессионализма педагогов.

1. Методика «Стиль общения учителей с воспитанниками»

(Ю.А.Конаржевский).

2.  Методика изучения уровня профессионализма педагогов. (А.А. Ярулов)

.

Здоровье обучающихся

Группы здоровья, заболевания, физкультурные группы,

Наблюдение, сбор                                                                                     информации.

Изучение семей обучающихся

Социальный состав семей.

Уровень образования. Статус.

Сбор информации.

Модель выпускника училища

1. Человек, имеющий уровень начального профессионального образования, адекватный современным мировым требованиям. позволяющий ему быть конкурентноспособным и интегрированным в трудовом коллективе и в обществе в целом:

— владеющий основами теории и технологии производственной деятельности по своей специальности, деловой и трудовой культуры;

проявляющий сознательное отрешение к приобретению новых знаний, умений и навыков, стремящийся к самообразованию и саморазвитию;.

— проявляющий инновационный стиль мышления, готовность к созданию новых технологий и принятию творческих решений.

2. Личность, уважающая себя. осознающая свою ценность признающая ценность другой личности, способная сделать выбор в ситуациях нравственного выбора и нести ответственность перед собой, референтной группой и обществом.

3. Гражданин общества, страны, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей другой национальности, стремящийся к установлению с ними отношений сотрудничество необходимых для охранения и совершенствования человечества.

4. Семьянин, являющийся одновременно умным, любящим и уважительным супругом, родителем, сыном или дочерью.

5. Человек, свободный в выборе мнения, образа жизни. признающий при этом моральные и юридические законы  страны, общества, человечества, уважающий свободу выбора и права других людей.

6. Личность, общая культура которой предполагает высокий уровень физической культуры и потребность в здоровом образе жизни, культуры труда, культуры эмоций и чувств, интеллектуальной культуры и культуры отношений.

7. Житель планеты Земля, осознающий себя частью ее природы и стремящийся к сохранению флоры и фауны планеты как части Вселенной.

Каждая из представленных позиций модели выпускника училища предполагает наличие у юноши и девушки определенного уровня знаний, умений и навыков, сформированных качеств, привычек, что составляет основу базовой культуры личности. На основе данной модели в дальнейшем предстоит разработка моделей учащихся 1, 2, 3 курсов.

1. Воспитательные комплексы — ключевые дела, лагерные сборы.

2. Воспитательные центры — клубы, юношескиеобщественные

объединения.

3. Социально-педагогические проекты — участие в общегородских мероприятиях.

4. Тематические программы.

 

 

5. Механизм реализации программы

 

Механизм реализации программы «Профессионал» включает использование комплекса организованных, педагогических и экономических мер, предусматривающих:

  • совершенствование нормативно-правовой базы училища с целью обеспечения оптимальных условий для реализации вышеназванных целей и задач;
  • активное привлечение общественности к решению вопросов профессионального воспитания;
  • механизм реализации программы предусматривает ежегодный анализ результатов проведенной работы.

Управление программой «Профессионал» осуществляет администрация колледжа.

Ежегодно по итогам программы готовится информационная справка , рассматриваемая на педагогическом совете.

6. Нормативно – правовая база.

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон «Об образовании».
  3. Национальная доктрина образования на период до 2025 года (от 14 января 2000 года);
  4. Программа развития системы непрерывного педагогического образования в Российской Федерации на 2001 – 2010 годы (от 23 января 2001 года);
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

7. Литература

 

  1.  Щуркова, Н. И. Способы приобретения уверенности в себе / Н.И. Щуркова // Воспитание школьников. – 2008.- № 12.
  2.  Рыкова Е.А. Технология поиска работы: Учебное пособие для учащихся учреждений НПО и общеобразовательных школ, — М.: Профобриздат, 2001 г., — 96 с.
  3. Степанов Е.Н. Формирование образа школы // Директор школы. – 2000. –№ 4.
  4. Степанов Е.Н. Создание системы воспитания: формы, методы, приёмы // Директор школы. – 2000. – № 2.Классный руководитель. – 2002. – № 1.
  5. Классный руководитель. – 2002. – № 3.
  6. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – Ноосфера, М., 1999.
  7. Новикова Л.И. Теория и практика воспитательных систем. – М., 1994.
  8. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. /Под общей ред. Н.Л.Селивановой. – М.: Пед. общество России, 1998.- 336 с.
  9. Сорока-Росинский, В.Н. Педагогические сочинения / В.Н. Сорока-Росинский; сост. А.Т. Губко. — М.: Педагогика, 1991.- 240 с. С.164 – 228.
  10. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание … Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем; под ред. Н.Л.Селивановой / В.А.Караковский, Л.И Новикова, Н.Л Селиванова.- М.: Пед. общество России, 2000.- 256 с., С.103 – 133.
  11. Поташник, М.М. В поисках оптимального варианта. Педагогический поиск / М.М.Поташник. – М.: Педагогика, 1987.- 120
(Comments are closed)
  •